Эволюция площади Павших борцов. Часть 3.
Эволюция площади Павших борцов. Часть 3.

Эволюция площади Павших борцов. Часть 3.

8. Дом науки и искусств
Двигаясь по часовой стрелке вдоль старой, довоенной площади Павших борцов, мы, миновав бывшую гостиницу «Столичные номера» (совр. гост. «Волгоград») подходим к зданию, которое в наши дни занимает Новый экспериментальный театр (НЭТ). Сегодня это здание выходит прямо на площадь и является, наряду со зданием Главпочтамта, её главным «лицом». В довоенный период здание НЭТ также стояло на площади, хотя и не играло на ней столь значительной роли. Здание имеет уже более чем столетнюю историю, оно было построено в 1915 году. В первые свои годы дом именовался «Дом науки и искусств», это было самое большое общественное здание города.

рис. 37. Вид на Скорбященскую площадь с существующей ныне пожарной каланчи. Тёмное здание слева на дальнем плане — современная Областная администрация, справа срезано задние современной школы №83. В центре кадра — парковые дорожки, будущий Комсомольский сад. Слева вскоре начнут строить Дом науки и искусств — современный НЭТ.

Начиная с середины XIX века, практически все города России испытывали период очень быстрого роста, а Царицын рос с темпами, беспрецедентными даже для того времени. Многие города, находясь на старте своего роста в фактическом положении большой деревни, к концу XIX – началу XX века стали обзаводиться театрами, музеями, библиотеками и прочими подобными вещами. Вопрос же размещения таких учреждений, столь желанных для изменившейся городской публики, зачастую подогу не находил решения. Именно тогда родилась идея создания в городах домов науки и искусств, которые и стали бы решением проблемы. Если бы не Первая мировая и не революция,  возможно подобными учреждениями обзавелись бы многие города страны, но к практической реализации успели приступить только два города – Царицын и Самара, причём идея родилась именно в Царицыне.

рис. 38. Проект Дома науки и искусств в Царицыне. Вид со стороны современной ул. Мира

 

рис. 39. Проект Дома науки и искусств в Самаре, 1916 год. Источник

 

Активное обсуждение темы строительства здания началось в 1912 году, когда тема Дома науки и искусств стала часто звучать на заседаниях Городской Думы. Общую разработку и осмечивание проекта вёл инженер Васильев. Первоначально вокруг проекта будущего Дома науки и искусств разгорались нешуточные споры. Председателем строительного комитета здания был избран известный в городе меценат А.А. Репников, товарищем (заместителем) председателя – Н.С. Розанов, в самом комитете было пятеро членов, почти все – известные купцы. 31 января 1913 года Городская Управа провела торги на поставку строительных материалов: 100 кубических саженей бутового камня и 200 куб. саженей песка. Вышедшее незадолго до этого постановление Городской Думы определило местом расположения будущего театра на Скорбященской площади (сегодня это – Горсад), для чего был выделен участок в 500 квадратных саженей и отпущен один миллион кирпичей, финансируемых из городского бюджета. Общая стоимость здания, согласно расчётам инженера Васильева должна была составить 130 тысяч рублей. В решении Думы указывалось, что в здании будет размещён народный университет, театральный зал со сценой и уборными для артистов, музыкальные классы, школьный музей, училищная комиссия, правление Общества внешкольного образования, городская публичная библиотека с читальным залом и городской склад учебных пособий. Впрочем, всё пошло не так гладко. Начались многочисленные споры и в феврале 1913 года решением Городской Думы реализация проекта была приостановлена. Начались споры относительно места расположения здания, а также назначения выделенных на его строительство средств.

 

рис. 40. Дом науки и искусств в Царицыне. Одно из первых фото. На входе ещё отсутствуют львы, нет барельефов на стенах. Вероятно, их доделывали позже — в 1916 году.

 

Как известно, А.А. Репников, бывший председателем строительной комиссии, совершил очень важный, решительный шаг, переломивший, в конечном счёте, все сомнения и выделивший из личных средств 50 тысяч рублей на стройку. Решение о выделении этой суммы было высказано Репниковым на заседании Думы в начале марта 1913 года.

 

рис. 41. Дом науки и искусств в 20-е гг. Справа виднеется ещё не снесённая Скорбященская церковь. Львы и барельефы уже присутствуют, кроме того на главном фасаде появились большие часы.

 

Дело в том, что из 130 тысяч рублей, предусмотренных сметой, город должен был выделить только 80 тысяч. Остальная часть суммы должна была быть собрана с пожертвований (были конкретные люди, обещавшие выделение на эти цели личные средства). Однако, в связи с неясной до конца финансовой частью и приостановкой проекта, Хозяйственный комитет Городской Управы выступил с просьбой на временной основе передать ему средства, предназначенные для строительства здания, на другие, текущие цели. Вопрос попал на рассмотрение Думы. В начале марта 1913 года Городская Управа выступила на заседании Думы со специальным докладом, в котором утверждалось следующее. Предложенная Хозяйственным комитетом схема временного отвлечения средств  неприемлема, так как материалы для постройки здания куплены на средства от реализации 3,5-миллионного городского займа, имеющего специальное назначение и перераспределение денег на другие нужды, пусть и на временной основе, незаконно. Тут активизировались все противники строительства здания, а их было немало.

рис. 42. Здание в 1930 г. вход в библиотеку — справа. Источник.

 

Гласный Думы Ефимов встал и выступил против строительства здания, предлагая разместить его будущих «постояльцев» – музей, библиотеку и проч. по разным местам (например, разместить городскую библиотеку в здании Городской Думы), денег, мол, и так не хватает, их можно сэкономить. Касательно предложения Хозяйственного комитета – да, конце концов, строительство отложено и лежащие без движения средства можно временно и отвлечь на какие-то более насущные проекты. Сказал он и несколько нелестных слов в адрес самого Репникова. Репников взял слово и ответил: «Я давно уже привык к тому, что меня обливают помоями и потому слова Ефимова не производят на меня никакого действия. Я тренировался в этом отношении. Комитет опасается расходовать пожертвованные на здание деньги сейчас, потому что может случиться, что здание будет отделано вчерне, а на отделку денег будет взять неоткуда. Если угодно, я хоть сейчас внесу 50 тысяч рублей на текущий счёт в банке». Ефимов ответил: жертвуемые Репниковым 50 тысяч – это 33% от стоимости здания. Город же всё равно должен покрыть 66%. «Что это за пожертвование?! – воскликнул Ефимов, – Это как Лапшин, который хотел городу выстроить корпуса за городской же счёт!». «Это сравнение меня с Лапшиным я считаю оскорбительным!» – закричал в ответ Репников. Начались прения, а потом было голосование. 23 гласных думы, при 16 – против, проголосовали «за» предложение Хозяйственного комитета. Некоторое время спустя гласный Городской Думы Никонов потребовал перенести проект нового здания на другое место, т.к. на выделенном участке было высажено много молодых деревьев. Поэтому вопросу вновь были прения в Думе, но решением 19 главных (против 15) предложение о переносе было отклонено, с апреля 1913 года этот вопрос более не обсуждался.

рис. 43. Краснопартизанский отряд Черноярского уезда Царицынской губернии, 1920 г. 

Тем не менее, окончательно проект заморожен не был и через некоторое время строительство началось. 2 июня 1913 года состоялась церемония торжественной закладки здания. Металлическую памятную табличку в основании дома заложила супруга Репникова – Августа Константиновна. Торжественное открытие здания произошло 20 декабря 1915 года. Дом, таким образом, построили за два с небольшим года, притом, что вторая половина строительного периода попала на начавшуюся Мировую войну.

 

рис. 44. Здание в середине 30-х гг.

 

Дом науки и искусств стал последней значимой для города стройкой дореволюционного периода. Несмотря на то, что музыкальные классы и другие «постояльцы», для которых строилось здание, начали заселяться сюда с февраля 1916 года, заработать в полную силу по своему назначению дом не смог. Началась война и в расположенной по соседству гостинице «Столичные номера» был размещён лазарет для раненых, однако после пожара 1915 года, лазарет перевели в только что открытое здание Дома науки и искусств.

рис. 45. Вид со стороны Комсомольского сада. На переднем плане — сохранившийся памятник на могиле Ермана

 

После революции в здание въехал новый революционный орган – Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, при этом госпиталь в здании не закрывался, только вместо раненных на фронтах Первой мировой в него стали привозить раненных на фронте Гражданской войны. Только в октябре 1922 года здесь начала возрождаться театральная жизнь. Здесь расположился драматический театр, располагавший также опереточной и балетной труппами. С 1929 года театр оформился как постоянно действующее учреждение и получил имя Горького, которое носил до начала 90-х гг. Кроме того, с 1924 года здесь располагалась также и городская библиотека. Таким образом, зданию вернулось его изначальное предназначение.

рис. 46. Один из последних, предвоенных кадров. Ориентировочно 1940 год. Справа виднеется скруглённый угол недавно построенного здания Исполкома ВКП(б). С главного фасада исчезли часы.

 

рис. 47. Здание после окончание боёв

 

рис. 48. Начало разбора завалов, ориентировочно лето 1943 г. Видно, что сохранились три колонны 1915 г. Лев справа от входа ещё цел, лев слева отсутствует

 

рис. 49. Лев справа от входа

рис. 50. Виден лев, стоящий справа от входа. На дальнем плане (за столбом) виднеется также сохранившееся здание — бывший Дом Просвещенцев

 

рис. 51. Руины вдоль совр. ул. Мира. Дом науки и искусств слева, 1943 г.

 

9. Новый экспериментальный театр

В период Сталинградской битвы труппа театра была эвакуирована из города, а само здание стало местом боевых действий. Во время боёв здание, разумеется, пострадало, однако не критично: было принято решение о его восстановлении. Восстановление шло достаточно долго, здание было торжественно открыто 2 августа 1952 года. Туда сразу въехал его хозяин – театр им. Горького, располагавшийся здесь до самого своего закрытия и передачи здания театру НЭТ.

 

рис. 52. Начало реконструкции здания. Вид со стороны Комсомольского сада

 

Перестройка 1952 года внешне полностью изменила здание, изменила настолько сильно, что многие жители города вообще не замечают связи нынешнего здания с его довоенным предшественникам. Между тем, изменения произошли не настолько сильные, а внешняя непохожесть определяется, главным образом, колоннадой, пристроенной к старому зданию. Впрочем, если присмотреться – видно, что у здания теперь две колоннады, одна – внешняя, а вторая, скрывающаяся под внешней – историческая, 1915-го года.

 

рис. 53. Площадь Павших борцов в начале 50-х гг. На современных «трибунах» стоит ещё памятник Сталину. Во всём остальном — вид практически современный

 

рис. 54. Демонстрация 1 мая 1963 года. Фото Г.П. Степанова

 

рис. 55. Первые цветные снимки. Начало 60-х гг. Фото С.Фридлянда. Источник.

 

С 1952 года здание практически не изменилось. Все видимые перемены связаны лишь с плохим состоянием здания.

 

рис. 56. Фото января 2016 г. Видно, что при перестройке 1952 года ряд колонн по левому фасаду (на ул. Мира) удлинили на 3 шт. за счёт реконструированной части здания. При этом, сами габариты здания не изменились, за исключением главной колоннады

 

рис. 57. За колоннами 1952 года виднеются колонны 1915 года.

 

рис. 58. Внутренний фасад

 

рис. 59 

рис. 60. Статуи на крыше. На щите у фигуры — необычный герб СССР 

 

 рис. 61 

 

рис. 62 

рис. 63

Здание театра на площади Павших борцов — ценнейшее достояние царицынской эпохи. Построенное по решению Городской Думы, оно хранит на себе следы большой истории, которая творилась на улицах Волгограда в двадцатом веке.

 

рис. 64  

Продолжение следует